Среда, 24.04.2024, 04:53 Приветствую Вас Гость

Дайте мне лампочку и я ее вкручу в театре

Главная | Регистрация | Вход | RSS

Информация о сайте

Статьи театр

 

Рубрики:

Театры:
(спектакли, события, премьеры, отзывы, рецензии, впечатления)
Купаловский театр,   НАДТ Горького,   РТБД,   ТЮЗ,   Театр кукол,   Спектакль

Современность:
(наше время, окружение, происходящее)
Человек,   Жизнь,   Образование,   БГАИ,   Искусство,   Культура

Размышления:
(тенденции, исследования, наблюдения, мысли, закономерности)
Теория,   Опрос,   Драма,   Театр,   История

Интересное:
(полезное, веселое, хорошее, необычное)
Видео,   Музыка,   Кино,   Музеи

Разное:
(всякое, обо всем, околотеатральное)
Блог,   Минск,   Беларусь


СВЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ
СВЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ, искусство освещения театрального пространства: пространства, где находятся зрители, и пространства сценического. Задача освещения зрительного зала (в специально построенных театральных зданиях прошлого и настоящего) обычно является частью архитектурного проекта и решается дизайнером по оформлению интерьера. Сценический свет – в сфере компетенции режиссера и художника, потому что он является важнейшим (а иногда и определяющим) компонентом создания визуального образа спектакля.

В ритуально-обрядовых действах, происходивших под открытым небом в природной или городской окружающей среде, как и в представлениях античного восточного театра, средневековых европейских мистерий, наконец, спектаклей комедии дель арте, пьес Шекспира и Лопе де Вега, общее освещение сценической площадки было естественным. В ритуально обрядовых действах, происходивших в вечернее время, оно сменялось огнем факелов или костров, которые имели разное символические значение. В шекспировском театре использовались и разные световые эффекты. Собственно сценический свет появился только в 17 в., когда стали строиться театральные здания со сценой-коробкой, отделенной от зрительного зала портальной рамой и требующей уже специального освещения декораций и актеров. Его история во многом определялась теми источниками света, которые имелись в распоряжении театра в те или иные периоды его развития. Сначала были свечи, в 19 в. появились масляные лампы и газовые горелки, а с середины 19 в. театр начал постепенно оснащаться электрическими приборами, которые на протяжении 20 в., особенно в его вторую половину, стремительно модернизировались новыми техническими возможностями и, расширяли сферу применения света, как средства сценической выразительности.

С точки зрения эстетической искусство сценического света в 17–18 вв. развивалось в направлении ко все большей иллюзорности изображаемого декорацией (живописной или объемной) конкретного места действия. Кульминацией этого развития стало достижение жизнеподобного освещения в раннем МХТ. С помощью подробно разработанной в режиссерских планах К.Станиславского партитуры сценического света (особенно в чеховских спектаклях) на сцене передавались меняющиеся состояния природы (утро, день, вечер, ночь; солнечно, сумрачно, дождливо и т.д.) и создавалась психологически насыщенная атмосфера и настроение героев пьесы. Поиски многообразных способов создания с помощью света жизнеподобной среды спектакля были продолжены в 20 в.

Параллельно этому направлению использования сценического света развивались и другие: А.Аппиа и Г.Крэг заявили о совершенно ином понимании роли света в спектакле. В их проектах свет – это средство выявления пластики абстрактных форм архитектуры (воплощавшей обобщенное место действия) и объема фигуры действующего в ней актера, а также визуальное выражение звучащей музыки (у Аппиа) и трагического состояния души человека-героя пьесы (у Крэга). Предложенное этими реформаторами сцены понимание роли света претворилось в творчестве А.Таирова (даже пригласившего в свой театр специалиста по освещению А.Зальцмана, который работал с Аппиа) и других мастеров мирового театра 20 в.

Совсем иные выразительные возможности света использовались Вс.Мейерхольдом. С помощью световой проекции режиссер вводил в спектакли текстовые изображения лозунгов, призывов, броские названия эпизодов, реклам и т.д. Таким способом обращения к зрителям с помощью проекции и кино активно пользовался создатель немецкого Политического театра 1920-х гг. Э.Пискатор. На специальных экранах или на плоскости задника он демонстрировал проекционные изображения, фотографии и кинокадры, а также тексты, раскрывающие широкий документально-исторический, социально-экономический контекст происходящего на сцене и выражающие общественную позицию режиссера – агитационную, пропагандистскую, разоблачительно критическую, сатирическую, просветительскую и т.д. Подобного рода световые изображения становились самостоятельными визуальными персонажами: «кино –писал о спектаклях Пискатора Б.Брехт, – превращало застывший задник в нового участника действия наподобие греческого хора». У самого Брехта в его эпическом театре этот принцип получил продолжение в сотрудничестве с художником К.Неером. В их постановках на экраны проецировались рисунки, которые являлись рассчитанными на самостоятельное (отчужденное, согласно брехтовскому методу «разъединения элементов») зрительское восприятие графических комментариев действия. Следующий шаг сделали чехи Э.Буриан и М.Коуржил, создавшие во второй половине 1930-х. Световой театр (Theatregraph). Средствами проекции и кино они создали образы поэтически метафорического и сюрреалистического содержания, которые выражали душевные переживания героев и меняющееся настроение драматического действия.

Во второй половине 20 в. крупные достижения использования сценического света связаны с именем чешского сценографа Й.Свободы. Развивая традиции своего национального театра и мирового (Аппиа и Крэга) и опираясь на достижения современной техники (вплоть до лазеров и компьютеров), этот мастер превратил свет в первостепенный компонент спектакля. Свет у него моделировал раскрытое полностью сценическое пространство, «лепил» его форму, масштаб и композиции, создавал его «воздух» и его «архитектуру». Открытые им световой «занавес», световые «стены» и световые «коридоры», наконец, вертикальные потоки исходящих с «небес» лучей затем разошлись по сценам мира, став универсальным элементом театральной выразительности. Именно Свободе принадлежат наиболее значительные достижения в современном использовании видео. Многообразно использованные им в разных спектаклях эти принципы, легли в основу созданного им театра «Латерна Магика».

Определяющую роль играет свет в творчестве мастеров Театра художника, Л.Мондзика и Р.Уилсона. Первый, автор камерных спектаклей люблинской Пластической сцены, задумывает их, как противоборство тьмы и света, причем считает силу воздействия света «даже сильнее драматизма актеров». Второй, работая на разных сценах мира, и музыкальных и драматических, утверждает, что свет «имеет собственную роль, как актер» и что он «наиболее важный актер на сцене». Сочиняя пластические композиции из фигур актеров, Уилсон показывает их в особой световой среде, которую он сам же рисует и воплощает по секундам и миллиметрам на сцене. Его можно считать, как и Свободу, одним из тех, кто утвердил в современном театре новую профессию – дизайнера по свету. В российском театре она называется «художник по свету» и, начиная с 1990-х в этом качестве особенно интересно работают Г.Фильштинский (Петербург) и Д.Исмагилов (Москвы).

Виктор Березкин





ПРИВЕТ!
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
...
Архив записей
Новости
театр беларусь драма Зритель искусство культура отзывы статьи театральный лягушатник рубрики содержание видео драматизм онлайн спектакли актеры вечный студент университет http://lyagushatnik.blogspot.com/p/
Счетчик
Яндекс.Метрика